На печать
Закрыть
Перечитывая заново

"Московские новости" №19, 26 мая 2006 г.

Ленинская концепция люмпен-пролетариата и анализ текущего момента

Одной из наиболее острых проблем, стоящих перед российским обществом в настоящее время, является национальный вопрос. Волна ксенофобии, охватившая Россию, требует детального осмысления в целях выработки методов противостояния этому явлению. И в этой связи есть смысл обратиться к прошлому, поскольку рецепты современных российских политиков и политологов не выдерживают никакой критики.

В статье «Российские мозги без левого полушария?» («МН», N14) Сергей Земляной убедительно показал, что марксизм, который российские политические элиты поспешили сдать в архив, в действительности существует на Западе как вполне действенная концепция, изучаемая в высших учебных заведениях. И в этом плане приобретают актуальность работы Ленина, преданные анафеме после крушения коммунистического строя. В чем же заключается возникшая вдруг актуальность «теории» вождя мирового пролетариата?

Все дело в том, что ельцинские реформаторы (по злому умыслу или по скудости ума) построили в постсоветской России капитализм образца конца XIX — начала XX века, который рухнул в нашей стране в 1917 году, а в США и Европе был трансформирован после Великой депрессии в капитализм современный. При этом следует напомнить, что, скажем, в США «Новый курс», политика по разрушению олигархического капитализма, проводился Рузвельтом настолько жесткими методами, что количество олигархов, угодивших в тюрьму или покончивших с собой, исчислялось сотнями.

Ленина, конечно, нельзя назвать ученым, а его разрозненные работы, скомпонованные в советских учебниках, научными. Но и нельзя не признать, что он был незаурядным аналитиком, сумевшим точно показать все негативные стороны капитализма. Сейчас, спустя век с момента написания большинства ленинских работ, очевидно, что российское общество, сумев под руководством ельцинских реформаторов дважды войти в одну и ту же реку, получило и все негативные явления, присущие ранее рухнувшему российскому капитализму. Остановимся на том, которое Ленин называл великодержавным шовинизмом и которое в настоящее время именуют ксенофобией.

Его возникновению и тенденции к росту есть ряд причин, в целом указанных в заявлениях политиков и политических комментаторов. Здесь и «поражение в холодной войне, и унижение нации», и «поиск виноватых в бедственном положении», и кавказский фактор, и «отсутствие внимания молодежи со стороны государства», и двойные стандарты Запада в отношении России, и ряд других второстепенных причин. Но главная причина либо не замечается, либо замалчивается политиками и экспертами. А дело в том, что в современной России уже сформировался класс, являвшийся при его наличии в той или иной стране ударной силой всех революций (кстати, и контрреволюций) и восстаний. Класс, победивший в Гражданской войне в России и исчезнувший в период строительства социализма. Называется он — люмпен-пролетариат.

Характерным отличием люмпен-пролетариата от других социальных групп общества является следующее. Во-первых, самый низкий среди городского населения уровень жизни, близкий к нищете. Во-вторых, самый низкий интеллектуальный и культурный уровни. В-третьих, повышенная активность и крайняя агрессивность. В-четвертых, самая слабая резистентность к пропаганде и агитации. В-пятых, падкость на идеологию.

Ленин неоднократно указывал на то, что в интересах власти «отвлекать трудящихся», под коими он подразумевал люмпен-пролетариат, от классовой борьбы путем разжигания межнациональной розни.

В настоящее время классовой борьбы в ленинском ее понимании в капиталистической России нет. Массы находятся в состоянии апатии, однако появление на политической арене люмпен-пролетариата, который растет численно и стремительно молодеет, позволяет сделать кое-какие выводы.

Экономическая модель, построенная ельцинскими горе-реформаторами, работает таким образом, что богатые, по выражению Ленина, становятся богаче, а бедные — беднее. По оценкам социологов («Левада-Центр»), количество населения, оценивающего свое материальное положение как «плохое/очень плохое», составляет 39-40 процентов. Это меньше, чем количество россиян, считающих свое положение средним, но нельзя забывать, что данная социальная группа (назовем ее условно «средний класс») пассивна. А первая группа — современный люмпен-пролетариат — активна и пассионарна. По оценке «Левада-Центра», количество люмпенов, считающих, что «терпеть бедственное положение больше невозможно», составляет 26 процентов. Следует отметить, что пока большая часть этих люмпенов состоит из пенсионеров, однако, как указывалось выше, взрыв ксенофобии вызван в том числе и тем, что люмпен быстро молодеет.

Согласно Ленину, власть мало беспокоит люмпен-пролетариат, пока последний занят национальным вопросом. Однако, как показала история, лозунг «Бей жидов — спасай Россию!» со временем уступает место лозунгу «Бей буржуев!» И первым объектом атаки станет не олигархия, а власть.

В настоящее время практически невозможно более или менее точно спрогнозировать время и сценарий будущего выступления люмпен-пролетариата, а также последствия этого выступления. В обществе, как и в природе, каждый параметр имеет некую критическую точку, после прохождения которой он приобретает новое качество. Иногда это происходит в виде взрыва. Немалую роль может сыграть и политика власти, фактически перекрывающая возможность выплеска эмоций люмпен-пролетариата на выборах, референдумах, митингах.

Однако вернемся к ксенофобии. Задавить ее весьма легко. Это есть задача власти. Для этого необходимо совсем немногое: применить методы, которые молодые люмпены признают и уважают. А признают и уважают они только силу. Формула «Красота спасет мир» здесь явно не годится. Если власть начнет методично проводить спецмероприятия с применением силы (вербовка агентуры в рядах скинхедов, устройство засад на предполагаемых местах их выступлений с последующими очень жесткими действиями и пр.), то через некоторое время люмпены усвоят: «Государство не шутит. А шутить с государством очень опасно». И ксенофобия исчезнет так же, как и появилась.

Но тут же встает ряд вопросов. А нужно ли это делать? Куда устремится энергия люмпенов? Не появится ли на политической арене «могильщик» олигархической буржуазии и власти, ее интересы представляющей? Не проще ли определить ей четкие рамки и следить, чтобы за пределы этих рамок люмпены с бритыми головами и в черной одежде не заходили?

Сергей НОРКА, аналитическая группа «Норка»

Copyright c 2004 Аналитическая группа Норка