На главную На главную
Обратная связь Обратная связь
Карта сайта Карта сайта
Приключения Демократино
Русь окаянная
Инквизитор
О Группе Комментарии Литературная Страница Новости Контакты
31.10.00    Выборы-99

«Комсомольская правда», 31 октября 2000 г.

Осталось немногим более двух месяцев до годовщины той даты, которая ознаменовала фактическое вступление в должность Президента России В. В. Путина, но до сих пор у избирателей, как и у политологов, нет полного и четкого представления о политике нового главы государства, о его намерениях, а следовательно, и о перспективах развития событий. В настоящий момент о Президенте №2 с полной определенностью можно сказать только одно - ему фатально везет. Цены на нефть, основа экономической стабильности в России, имеют тенденцию к росту. Погода минувшим летом позволила собрать неплохой урожай. Общество и политические круги погрузились в полусонное состояние, социальных бурь не предвидится. Противоборствующие между собой группы объединиться не сумели, прочно заняв место под кланом, который политические обозреватели окрестили "семьей". Конструктивная оппозиция имени Б. А. Березовского явно не сложилась. (Отсутствие каких-либо перспектив у указанной оппозиции было ясно с самого начала, поскольку в нее вступил такой политический деятель, как Говорухин.) Попытка Росселя и Рахимова поднять на священную войну за права человека (губернатор тоже человек) товарищей по несчастью натолкнулась на реакцию остальных региональных баронов, адекватную той, которую описал Корней Чуковский: "Мы врага бы на рога, да только шкура дорога, И рога нынче тоже недешевы". Словом, ход событий способствует спокойной жизни главы государства.

Данная ситуация позволяет теперь вполне четко ответить на вопрос, возникавший в период президентской гонки, если можно так обозначить тот вялотекущий и серый процесс, который мы наблюдали в период президентских выборов-2000: "Почему у В. Путина в отличие от других кандидатов не было предвыборной программы?" И в этом плане Путин имеет шанс войти в историю как самый честный политик ХХ века. Он ничего конкретного не обещал, за исключением диктатуры закона. Но ни один здравомыслящий человек не станет упрекать его за невыполнение этого обещания. Храни нас Бог от диктатуры нынешних законов, в особенности при наличии нашего законодательного органа, который печет законы, как блины, подчас создавая законы-однодневки, нацеленные на реализацию конкретного мероприятия. Все это позволяет сделать вывод о том, что президент успешно справляется с поставленной задачей, а именно: сохранить при некотором изменении формы содержание государства, построенного его предшественником. Предполагать такой вариант позволяет и ряд косвенных признаков типа радостного выражения лица Т. Дьяченко после объявления результатов выборов Президента России.

Такая ситуация, как свидетельствует история, может длиться очень долго. Ее вполне хватит на восемь отпущенных Путину лет, что даст ценную информацию будущим историкам о "втором застойном периоде", а Владимир Владимирович Путин будет стойко ассоциироваться у будущих поколений с Леонидом Ильичом Брежневым.

Конечно, будет правомерным предположить, что за предстоящие восемь лет правления Президент №2 позаботится о достойном преемнике, как это сделал Б. Ельцин, однако утверждать то, что "застойный период" может продолжаться вечно и его преемнику будет так же везти, не станет даже самый наивный и самоуверенный аналитик.

Сейчас, когда у нынешнего Президента России в запасе еще целых семь с лишним лет, может показаться смешным предположение о том, что будет после Путина, точнее, что может быть после Путина. И тем не менее попробуем.

За время "застойного периода-2" всероссийского передела собственности не будет. Хотя не исключено, что клан, именуемый "семьей", оттяпает незначительные "сладкие" куски у других олигархов. Исходя из масштабов передела, на военном языке его можно будет охарактеризовать как "бои местного значения". Может появиться новый мощный олигарх в лице г-на Аксененко или другого представителя клана Ельцина, который станет владельцем железных дорог. Если будет протащен через Думу закон о приватизации земли, то появятся латифундисты. Скорее всего - представители все той же "семьи". Кроме того, будут "доприватизированы" нефтяная отрасль, РАО "Газпром" и РАО "ЕЭС". Другие изменения маловероятны.

Между тем с каждым днем будет все сильнее напоминать о себе износ промышленного оборудования. По оценкам экспертов, первые серьезные признаки данного процесса дадут о себе знать в 2002 году. Это может вылиться в монополизацию некоторых отраслей, и сейчас поясним почему.

Мало кто обратил внимание (во всяком случае, в прессе этот вопрос почти не освещался) на наличие в 2000 году параллельного федерального бюджета - тайна, покрытая мраком. Использованию данного бюджета предшествовала самая настоящая детективная история, произошедшая в Министерстве финансов весной этого года, которая интенсивно дискутировалась руководителями предприятий, не попавших в число избранных. Несмотря на то, что на 2001 год указанного "Бюджета развития" не предусмотрено, для распределения денежных средств в текущем году в Минфине был создан новый Департамент бюджетных кредитов и гарантий. Причем его руководство было укомплектовано не из кадровых работников Минфина, а из сотрудников одного интересного коммерческого банка. А возглавила его никому не известная личность, прибывшая в спешном порядке из Петербурга. Об одиозности и непрофессионализме этой личности ходят легенды не только внутри министерства. Секретность работы данной минфиновской структуры превосходит секретность Департамента оборонной промышленности.

Таким образом, с помощью инструмента, называющегося "Бюджетом развития", могут быть в будущем за госсчет модернизированы несколько предприятий, которые полностью монополизируют рынок, разорив тех, кто доступа к "Бюджету развития" не имеет. Разумеется, эти предприятия будут находиться в руках соответствующего клана. То, что монополии являются экономическим тупиком, на Западе поняли еще в период Великой депрессии, а россиянам только предстоит понять, как всегда, на собственном печальном опыте.

Все это позволяет утверждать, что послепутинская эпоха будет настолько сложна, что для ее направления в правильное русло понадобится фигура, равная Рузвельту, которая пока не просматривается на российском политическом горизонте и которая возьмет монополистов за горло "железной рукой", возродив на некоторое время осужденную еще во времена КПСС командно-административную систему.

И вот мы переходим к самому интересному месту нашей статьи. Что придется делать наследнику Путина, у которого не будет в запасе восьми лет и от которого немедленных действий потребует уже не бесправный избиратель, а Ее Величество Ситуация.

Вполне очевидно, что начинать ему придется с наведения порядка в головах. Причем не в головах населения, а в головах властителей России. Первым шагом будет мероприятие под названием "показать, кто в доме хозяин". Поскольку, как мы уже указывали, ситуация будет не та, в которой оказался В. Путин, а права на неудачу у него не будет, то и действия будут другими. Главной задачей русского Рузвельта будет та же, что была у американского: показать, что время шуток или нерешительных действий закончилось, что нарушение нового "антитрестовского" законодательства однозначно окончится тюрьмой. Как это было в Америке. Перед началом данного мероприятия важной задачей преемника будет выбор союзника. Выбор будет невелик: отдельные олигархические кланы; силовые структуры; массы. (Вопрос о союзе с политическими партиями или парламентом ставить смешно.)

Нет нужды доказывать, даже исходя из обстановки сегодняшней, что единственным надежным союзником в данном вопросе могут быть только массы. Если преемник поддастся стереотипному мышлению и сделает ставку на один из двух первых элементов, его неизбежно ждет фиаско. Массы же могут потребовать за поддержку много неприятного для владык нынешних. И тем не менее преемник будет вынужден выполнить их требования, поскольку путинский вариант отсутствия обещаний на выборах во второй раз может не пройти.

Вторым шагом будет реальное восстановление управления экономическим процессом со стороны государства. Этот шаг будет включать целый комплекс мероприятий не только экономических и политических, но и правовых. Все олигархические и латифундистские кланы будут отделены от государства, как мы показали выше, - просматривается селективная политика.

Третьим неизбежным шагом станет национализация нефтегазового комплекса и железных дорог. Или по крайней мере "трубы", которая в настоящее время фактически приватизирована.

Все указанные мероприятия, разумеется, необходимо проводить в рамках закона, как это было в вопросе с приватизацией в период "большого хапка". И вот здесь-то и должна будет главную роль сыграть поддержка масс. Преемнику для введения нового законодательства (то, что закон обратной силы не имеет, в Конституции не записано) придется распустить действующий на тот момент лоббистский парламент и выставить на выборы список надежных кандидатов, призвав массы голосовать только за них и ни за кого другого.

Считаем необходимым подчеркнуть, дабы не быть обвиненными в утопизме, что по состоянию на настоящий момент все это не представляется возможным, поскольку ситуация еще не созрела. Сейчас олигархические кланы могут суметь заменить и президента, и правительство при полной пассивности масс. Однако изменение ситуации в сторону той, которую мы описали, на наш взгляд, неизбежно.

Сергей Норка, аналитическая группа "Норка"

Контактная информация:
E-mail: norkag@gmail.com
Copyright © 2004 Аналитическая группа Норка
Разработка сайта РБК СОФТ
Заговор против России
Приключения Демократино
Приключения Демократино