|
|
01.02.05 Вихри враждебные веют над нами?
"Трибуна" №16(9922), 1 февраля 2005 г.
Основой политической концепции Бориса Ельцина была древняя восточная поговорка «Собака лает, а караван идет». (Ленин эту мысль выражал иначе: «Пусть эти буржуазные моськи лают на нашего пролетарского слона). Обыватель, во времена ельцинщины задавленный массивами информации-, дезинформации и пропаганды, не мог разобраться, кто свой, а кто чужой, где правда, а где ложь, и главное - в чем его интерес. Эти факторы обусловили то, что во второй половине 90-х в России была создана уникальная ситуация - полная политическая стабильность при видимости полной политической нестабильности. (Отметим, что под политической стабильностью подразумевается готовность населения принимать режим власти в стране).
Следует отметить, что основные «непопулярные» реформы, необходимые для развития экономики, но представляющие угрозу стабильности, приходятся на постельцинский период. Как известно, любая экономическая реформа, затрагивающая интересы населения, нуждается в тщательной подготовке, дабы не вызвать социального взрыва. Попробуем дать беспристрастный анализ степени готовности российского общества к реформам (ЖКХ, транспортной и РАО ЕЭС) после подготовки, проведенной властями в 2004 году.
Видимо, предвидя вероятность социальной нестабильности, власть предприняла ряд шагов для максимальной возможности самосохранения и минимизации легитимности протестов и легальной политической борьбы. Ряд законов, принятых парламентским большинством, де-факто исключает такие формы политической борьбы, как референдум, парламентские и губернаторские выборы, а также массовые митинги и демонстрации. Парламентский механизм в настоящее время напоминает систему некоторых стран Восточной Европы в период социализма. То есть несменяемая правящая партия при наличии карликовых партий, представленных в парламенте. Данные «меры безопасности» могут быть эффективны только при определенном, пусть минимальном, росте уровня жизни населения. При этом следует помнить, что экономический рост в России вовсе не означает повышения уровня жизни. С управленческой точки зрения, данная система является моделью одноразового использования, поскольку не поддается модификации. Она функционирует, как правило, все менее и менее эффективно, а затем разваливается, после чего наступает тяжелый период создания новой. (Именно в такие периоды происходят «аферы века»). Исходя из последних событий, следует полагать, что авторы либеральных реформ, сознательно или несознательно создав опасный прецедент, загнали власть в ловушку. Подавить выступления льготников означало бы положить начало противостоянию со всем обществом, что в нынешних условиях чревато для власти серьезными последствиями. Пойти на уступки - породить у населения уверенность, что с властью нужно говорить исключительно на языке силы. Остатки нынешней стабильности в настоящее время держатся исключительно на авторитете главы государства, но в любой момент может сработать эффект «голого короля».
Как правило, он срабатывает моментально и неожиданно.
Можно констатировать, что в настоящее время в России сложились условия для появления реальной оппозиции, использующей в т. ч. нелегальные методы борьбы. При этом главным вопросом является: «На что сделает ставку новоявленное подполье?» Как большевики - на массы или на дворцовый переворот? Необходимо отметить, что недостатка в финансировании новая реальная оппозиция испытывать не будет, поскольку среди «денежных мешков» найдутся новые Морозовы и Мамонтовы.
Существует ли выход из создавшейся ловушки? Безусловно. Первый вариант - создание национальной идеи. Это несложно. Сформировать национальную идею, ради которой общество готово терпеть лишения, может любой технолог типа Павловского или Никонова. Но вот сделать так, чтобы она овладела массами, нужны мозги Макиавелли. Таковые с экранов телевизора не просматриваются. Поэтому предпочтителен второй вариант. Власти совсем необязательно отказываться от политической системы, выстроенной в последние четыре года, но необходимо создать мощную опору в обществе, которой не может быть никто кроме обывателя в лице мелкой буржуазии.
Постулат А. Лифшица «Делиться надо» пагубен по своей экономической сути. Власти целесообразно не заставлять «денежных мешков» делиться с населением, но создать самые благоприятные условия для самого населения зарабатывать деньги. Мелкий и средний бизнес должен не только получить необходимую законодательную базу для своего развития, но и стать «священной коровой», как это имеет место быть в развитых странах. Защита мелкого бизнеса от его главных врагов, муниципальных чиновников и криминала, должна быть со стороны государства эффективной и жесткой. Чиновник и бандит должен на подсознательном уровне усвоить, что если он протянет руку к мелкому бизнесу, она будет отрублена мгновенно. В этих целях необходимо создать силовую структуру (можно внутри ФСБ), которая имела бы не только оперативный состав, но и подразделения экономического и статистического мониторинга и анализа, способные в реальном масштабе времени вскрывать даже мелкие факторы, негативно влияющие на мелкий бизнес, которые власть должна устранять также в реальном масштабе времени. Любая мелкая фирма должна в любое время суток найти соответствующую защиту в данной структуре.
Хочется подчеркнуть, что деполитизированный и деидеологизированный, но сытый и здоровый обыватель - самая надежная, если не единственная опора власти.
Сергей НОРКА, аналитическая группа «Норка»
|