На главную На главную
Обратная связь Обратная связь
Карта сайта Карта сайта
Приключения Демократино
Русь окаянная
Инквизитор
О Группе Комментарии Литературная Страница Новости Контакты
07.02.03    Багдад ... Как много в этом звуке ...

Багдад ... Как много в этом звуке ...

Остается совсем немного времени до того момента, когда удары ВС США по Ираку ознаменуют начало нового этапа мировой истории. Настанет другая эпоха, в которой будут отброшены такие условности, как уважение мнения мирового сообщества, решения ООН, взаимовыгодное сотрудничество и прочие реликты наших дней. Останется только вспоминать об упущенных возможностях, нереализованных планах и намерениях. А пока как приговор звучит заявление о том, что арсенал дипломатических средств исчерпан. Все обреченно вздохнули и стали ждать - кто с сожалением и тревогой, а кто и с надеждой - неизбежной развязки, а может, только начала беспрецедентной по своим масштабам трагедии.

У России в этой иракской истории был свой путь, не легче, чем у других, а временами гораздо ответственнее и тернистей. На карту ставилось слишком много: и перспектива сохранения статуса младшего партнера США (как-никак, а полтора года безоглядной дружбы просто так не спишешь), и завидные позиции в иракском нефтяном секторе, да и иные национальные интересы России, которые все больше стали давать о себе знать.

На определенном этапе Кремль почувствовал, что односторонние бесконечные уступки Вашингтону практически ничем не компенсируются. Оказалось, что Россия продолжает сдавать одну позицию за другой. Оппоненты Путина стали сравнивать его с Горбачевым, который довел до абсурда стремление реализовать идею сближения с Западом. Однако если подобные высказывания со стороны, например, коммунистов являются одним из их расхожих приемов в антипрезидентской кампании, то критика со стороны соратников Путина, представителей «ближнего круга», в том числе руководителей силовых ведомств, свидетельствовала о том, что выбранный политический курс нуждается в серьезной корректировке. Достаточно очевидным стало нарастание напряженности между военным истеблишментом и президентом. Расхождение их позиций проявилось, в частности, по вопросам стратегической оценки развития военно-политической обстановки в мире и реализации правительством некоторых важных для армии решений и положений военно-политического и экономического характера. Генералитет считает, что со стороны президента американцам сделано слишком много уступок, которые лишь ослабили российские позиции по целому ряду вопросов.

Основное расхождение точек зрения В. Путина и военных касается их взглядов на намерения администрации США. По мнению генералитета, стратегическая цель Вашингтона - запереть Россию в пределах своих границ, в то время как президент до недавнего времени склонен был усматривать в реализации планов США некую непреднамеренность и недостаточный просчет действий администрации Буша.

Однако все попытки напомнить Вашингтону о необходимости учитывать мнение России по тем вопросам, которые непосредственно затрагивают ее национальные интересы, не давали желаемого результата. Причина довольна банальна: Россия совершенно не готова к серьезной конфронтации с Вашингтоном. А именно эта готовность (при соответствующем запасе прочности) позволяла в эпоху СССР поддерживать стратегическое равновесие и обеспечивать баланс национальных интересов. Теперь задача российского руководства состояла в том, чтобы попытаться избежать серьезных политических и экономических последствий в случае начала военной операции против режима Саддама Хусейна и в то же время сохранить статус младшего партнера во взаимоотношениях с США. Но главное - российское руководство пришло к пониманию того, что чем раньше эта операция начнется, тем быстрее сформируются условия для обвального кризиса в российской экономике.

У правительства Путина оказался достаточно ограниченный арсенал средств. Российская сторона не могла позволить себе активное сопротивление, включая использование (на определенных этапах) своего права вето в Совете Безопасности, исключались и поставки Ираку вооружения, причем не только современного, в частности, систем ПВО, но и устаревших образцов боевой техники (демонстрация того, что Москва не предала Багдад).

До того момента, пока Франция и ФРГ четко не проявили свои позиции, Россия продолжала безнадежный диалог с Белым домом в надежде убедить его в том, что Хуссейна можно принудить сдать все программы разработки оружия массового уничтожения, не прибегая к началу войны. Однако администрация Буша была вполне уверена, что проамериканская направленность российской политики сохранится при любом развитии событий, будь на посту президента Путин или его преемник.

Отдавая отчет в тщетности попыток изменить ситуацию с помощью пацифистской риторики и использования механизма СБ ООН, российское руководство решилось на крайнюю меру: рассмотреть возможные варианты отстранения Хуссейна от власти (что соответствует цели Вашингтона - смене политического режима). К решению данной задачи подключились наши спецслужбы, которые стали активно изучать возможность устранения Хуссейна с помощью российского спецназа. По замыслу разработчиков этого плана, наши ребята во взаимодействии с частью пророссийски настроенного иракского генералитета должны были бы отстранить Хуссейна от власти и способствовать сформированию правительства, ориентированного на Россию.

Реализация такого варианта, предшествующая началу военной операции США, позволила бы Кремлю создать более выгодные условия для отстаивания своих интересов в этом регионе. По имеющейся информации, свои предложения по данному вопросу подготовило? в частности, руководство ГРУ ГШ.

Силовой вариант решения проблемы до сформирования антиамериканской коалиции в составе ФРГ, Франции и России рассматривался Кремлем в качестве наиболее перспективного, и основные усилия российских спецслужб были сосредоточены на его разработке. При этом американская сторона получала от российских коллег необходимую информацию и не возражала против реализации такого плана в той или иной форме. Однако от выполнения этого варианта внезапно пришлось отказаться. Руководители наших спецлужб объяснили своим подчиненным (со ссылкой на Путина), что изменение решения вызвано неудовольствием администрации Буша предложенными кандидатурами на замену Хуссейну и ее опасением, что они будут иметь недостаточную проамериканскую ориентацию. Не желая вызвать неудовольствие Вашингтона, Путин дал отбой подготовке всей операции. На решение президента Путина повлияла также информация о том, что иракские генералы, которые могут принять участие в отстранении от власти Хуссейна, готовы действовать только при условии проведения военной операции США, что, по их мнению, существенно облегчит осуществление государственного переворота.

Достаточно красноречивым было выступление первого заместителя начальника ГШ МО РФ генерал-полковника Ю. Балуевского, который в контексте планируемой военной операции США в Персидском заливе заявил, что, если Вашингтон относит Ирак и КНДР к категории стран-изгоев и ему не нравятся Саддам Хуссейн, Ким Чен ИР или кто-то еще, то не проще ли организовать их отстранение от власти, не прибегая к применению военной мощи, жертвами которой окажутся невинные люди?

Взгляд Ю. Балуевского на иракскую проблему подтверждает информацию о том, что российское руководство было заинтересовано именно в таком варианте развития ситуации: в отстранении С. Хуссейна от власти без американского вмешательства (тем более военного) и обеспечении наших интересов в этом регионе. Проведение же операции с использованием американских ВС однозначно приведет к изменению баланса сил в регионе в пользу США, в результате чего произойдет ослабление позиций Кремля и выдавливание с иракского рынка российских бизнес-структур, в первую очередь нефтяных компаний.

В принципе, администрацию США удовлетворяли оба варианта устранения Хуссейна - как в ходе военной операции, так и путем переворота. Однако нет никаких сомнений в том, что затем США непременно задействуют весь арсенал средств, чтобы привести к власти проамериканское правительство и установить самый жесткий контроль над иракской нефтяной промышленностью. Вашингтон уже дал понять, что контингент ВС США останется на территории Ирака в течение нескольких лет, и что за деятельностью местного правительства будет осуществляться самый тщательный контроль. Это означает, что, во-первых, будут удалены все генералы, близкие к Хуссейну и, во-вторых, для становления пророссийского правительства в послевоенном Ираке не останется никаких шансов.

В обмен на поддержку военной операции против Ирака Вашингтон готов обещать Кремлю выполнение следующих условий:

- подтверждение новым правительством Ирака своего долга России в размере 8 млрд. долларов;

- сохранение существующих контрактов с нефтяными российскими компаниями;

- списание части долга бывшего СССР западным кредиторам;

- олная поддержка действий российского правительства по урегулированию ситуации в Чечне;

- отмена поправки Джексона-Вэника от 1974 года.

Однако на самом деле данные обязательства Вашингтона дадут незначительный эффект. Так, выплата Ираком долга растянется на много лет, а, учитывая тот факт, что в стране неопределенное время будет функционировать переходное правительство, вопрос о выплате, скорее всего, будет отложен на неопределенную перспективу.

Такая же ситуация будет характерна для нефтяных контрактов: Иракский национальный конгресс, рассматриваемый администрацией Буша в качестве нового иракского правительства, ясно заявил, что займется пересмотром существующих контрактов, а при заключении новых преимущество будет отдано американским компаниям.

Очевидно, что те направления, где США готовы учесть интересы РФ, реально не смогут обеспечить действенную поддержку российской экономике при возникновении кризисной ситуации.

Российская экономика сразу же отреагирует на изменение конъюнктуры мирового рынка энергоносителей.

Во время военной операции произойдет существенный скачок цен на нефть, а после установления американского контроля над иракской нефтяной промышленностью следует ожидать, что наступит затяжной период их спада, который будет обусловлен увеличением объемов и возрастанием темпов нефтедобычи. Расчеты американских специалистов показывают, что Ирак сможет удвоить существующие объемы добычи нефти, для чего потребуется несколько месяцев или даже недель (в зависимости от развития политического сценария). В последующие три-четыре года объем добычи может возрасти еще более чем в два раза

Применительно к России это в любом случае означает удар по экономике. Дело в том, что возможности нефтедобычи российскими компаниями находятся на пределе, что не позволит им эффективно воспользоваться конъюнктурой кратковременного роста цен. Вполне вероятно, что для получения максимальной прибыли они увеличат экспортные квоты за счет уменьшения объемов реализуемого топлива на внутреннем рынке. При этом цены на бензин и другие нефтепродукты для российских потребителей существенно вырастут. Нехватка топлива на внутреннем рынке и высокие цены на него подорвут деятельность многих предприятий государственного и частного секторов экономики. Правительственные попытки регулирования процесса окажутся безуспешными, в том числе по причине отсутствия в стране стратегических запасов топлива. По всей видимости, больше всего от кризиса пострадают районы Сибири и Дальнего Востока. В случае если война в зоне Персидского залива продлится несколько месяцев, российская экономика может оказаться на грани полного развала.

Как считают некоторые эксперты госдепартамента США, Вашингтон намерен проводить свою политику таким образом, чтобы в максимально сжатые сроки завершить военную операцию и обеспечить цены на нефть на уровне 13 долларов за баррель. По оценке экспертов крупнейших российских нефтяных компаний, уровень цен будет колебаться от 14-16 до 12-14 долл./бар. По заявлению же министра энергетики РФ Игоря Юсупова, выполнение национального бюджета на запланированном уровне допускается, исходя из расчета цен на нефть 20-21 долл./бар. При падении цены ниже 20 долл./бар. последует резкое сокращение расходных статей.

В то же время в бюджет РФ на 2003 год закладываются показатели 24-25 долл./бар., что явно идет вразрез с тенденциями развития обстановки.

Все вышеуказанные факторы обусловили активизацию российской внешней политики по целому ряду направлений: в ООН, с европейскими государствами и непосредственно с Ираком. По рекомендации Е. Примакова, в Багдаде 9-10 марта переговоры с Хусейном провел спикер Госдумы Г. Селезнев. Основная цель визита заключалась в том, чтобы убедить Хусейна в необходимости оставить свой пост. Г. Селезнев был достаточно прямолинеен. Он сообщил Хусейну, что Буш отвергает любые мирные резолюции, которые не содержат положения об отстранении иракского лидера от власти. Далее, Ирак должен официально обратиться с просьбой в ООН о направлении в Ирак международного контингента миротворческих сил для наблюдения за полным разоружением. И еще один тезис - в случае неотвратимости военной операции Хусейн должен оставить свой пост и передать полномочия заместителю премьер-министра Тарик Азизу. Иных способов предотвратить удар по Ираку Кремль не видит. В ответ Хусейн согласился выполнить все требования, касающиеся разоружения, но отказался уйти с поста. Москва с чувством выполненного долга умывает руки.

Итак, механизм обратного отсчета времени запущен. Каждый в своей иракской эпопее что-то посеял, кто больше, кто меньше. А вот что придется пожинать - станет ясно в самое ближайшее время.

Аналитическая группа «Норка»

Контактная информация:
E-mail: norkag@gmail.com
Copyright © 2004 Аналитическая группа Норка
Разработка сайта РБК СОФТ
Заговор против России
Приключения Демократино
Приключения Демократино